Служба питания в гостинице: организация и руководитель подразделения
Структурное подразделение (служба, отдел) питания и напитков гостиницы является ведущим в процессе организации комфортного проживания и нахождения гостей. Требования, предъявляемые компанией к руководителю такого ранга, как руководитель службы питания и напитков, обычно включают не только его профессиональную подготовку, но и наличие особых свойств характера, знаний и опыта, без которых его обязанности выполнять просто невозможно.
Он подчиняется управляющему и несет ответственность за эффективность работы следующих направлений:
• кухня, кейтеринг, банкеты;
• ресторан, обслуживание в номерах, мини-бары;
• лобби, холлы, бары, уборка и мойка посуды.
Руководитель службы питания
Руководитель службы питания и напитков, отвечает за одно из основных направлений. Поэтому отели Туапсе и в частности руководство мини-отеля Сим Сим уделяют особое внимание этой службе. Руководитель службы питания должен обладать следующими знаниями, навыками и умениями и быть способным объяснить и продемонстрировать, что он может выполнять основные функции по своей должности в любых условиях, используя для этого комбинацию тех или иных знаний и умений:
- Уверенно и безошибочно производить математические расчеты.
- Эффективно общаться с внутренними и внешними потребителями, некоторым из них требуется уделить больше внимания, предоставить больший объем информации, а также решить какие-либо конфликтные ситуации, в которых они оказались.
- Работать на всех участках службы питания и напитков и выполнять основные должностные функции.
- Читать, слушать и общаться по-английски как устно, так и письменно.
- Получать и аккуратно вводить информацию, используя для этого современные сложные компьютерные системы и программы.
- Уметь определять качество продуктов и выявлять признаки возникновения потенциально опасных ситуаций.
Более хваткие и удачливые люди могут добиться этой должности быстрее. Все зависит от личных способностей, темпов расширения отрасли, возможностей и ситуации на рынке труда.
За последние годы список специальных знаний и умений, необходимых для соискателя на получение этой должности, значительно вырос. Среди них часто отмечаются следующие:
• способность предвосхитить требования гостей по части питания и напитков;
• наличие качеств лидера;
• умение уловить тенденции в изменении вкусов гостей;
• умение подобрать и удержать в подразделении способных работников;
• умение предоставить персоналу возможности для повышения профессиональной квалификации;
• умение мотивировать персонал добросовестно трудиться;
• знание современных методик расчета бюджета;
• умение контролировать затраты;
• умение сделать все торговые точки прибыльными;
• знание деталей работы на всех участках подразделения.
Отдельные застойные процессы, снижение заполняемости отелей и, как следствие, снижение доходов от сдачи номеров делают эти требования к руководителю службы питания еще более актуальными. В такой ситуации, естественно, ставка на повышение доходности службы питания и напитков вполне обоснована. Традиционно — это служба дает около 20% операционной прибыли, хотя приемлемой маржей прибыли для него обычно считается от 25 до 30%. Эта цифра может колебаться в зависимости от типа гостиницы. Например, согласно данным известной консалтинговой фирмы, служба питания и напитков апартамент-отелей обеспечивает лишь 7% доходности (возможно, из-за чрезмерных расходов на бесплатное угощение гостей).
Контроль
Основные должностные обязанности руководителя службы питания:
- Проверка сообщений, поступивших из торговых точек и службы охраны. Оперативный контроль отдельных точек типа семейного ресторана.
- Проверка завтрака, списка предварительных заказов, разговор с начальником смены.
- Проверка специальных блюд дня.
- Проверка обслуживания в номерах.
- Проверка меню и сервировки завтрака.
- Беседа с шеф-поваром и менеджером по закупкам.
- Посещение подразделения уборки и мойки посуды, чтобы удостовериться, что все нужное оборудование в исправности и готово к работе.
- Посещение подразделения банкетного обслуживания, проверка готовности к вечерним мероприятиям и кофе-брейк.
Работа над текущими проектами: новое летнее меню, открытие буфета у плавательного бассейна, разработка новой концепции ресторана, перестройка фойе танцевального зала, установка нового камерного холодильника, анализ текущих счетов прибылей и убытков. Так, например, расположенные в Туапсе отели с бассейном тщательно формируют меню с напитками, для комфортного отдыха гостей. Планирование еженедельных совещаний работников службы.
Квалификационные требования
Образование: университет соответствующего профиля; обязательно наличие кулинарных способностей и самостоятельного опыта обслуживания посетителей.
Опыт: продолжительный опыт работы в ресторане, баре, в том числе банкетном обслуживании, службе стюардов, кухне, отделе продаж, отделе по организации массовых мероприятий; наличие управленческих навыков.