Статьи


Психологическое отношение к цене

Главная экономическая проблема большинства людей, часто перерастающая в житейские неурядицы, заключается в непонимании различий между понятиями «цена» и «стоимость». Оно укоренилось вместе с первыми научными трудами английских экономистов, пытавшихся найти причину богатства и объяснить механизмы рыночной экономики. Например, главными источниками богатства объявлялись то земля (физиократы), то торговля (меркантилисты), то труд (начиная от Давида Рикардо до Карла Маркса). В своих изысканиях экономисты прошлого, да и большинство современников не видят большой разницы между ценой и стоимостью. Однако в действительности эти понятия настолько же различны, насколько, например, разные вкусы у огурца и дыни. Кстати, в английском языке value (стоимость, ценность, важность, полезность) и price (цена) являются разными понятиями не только по форме, но и по содержанию. Иными словами, различие между ними было интуитивно угадано еще в давние времена.

Когда мы говорим «цена», то подразумеваем рыночную цену сделок, цену спроса или цену предложения. Рыночная цена сделки всегда является результатом обмена между покупателем и продавцом. При этом происходит обмен стоимостями — например, стоимость денег обменивается на стоимость хлеба. Иначе говоря, цена является денежной мерой обмена одного товара (в первую очередь денег) на оцениваемый товар. Нет сделки — нет и рыночной цены, а есть только заявленные цены спроса или предложения. Нет ни спроса, ни предложения — нет и цены. Следовательно, цена всегда субъективна и иррациональна. Мы можем играть ценами, как жонглер — шариками. Так, например, купить psn аккаунты в магазине цифровых игр PSN-ACCAUNTS значительно дешевле, чем на других ресурсах.

Стоимость же существует независимо от факта заключения сделки, продан этот товар или нет, т. е. она является внутренней объективной характеристикой товара. Стоимость — это нечто объективное, рациональное, существующее независимо от нашего сознания. Проблема заключается в том, что, хотя стоимость каждого товара в каждый отдельный момент времени и в конкретном месте только одна, точно определить ее в заданных координатах товар — пространство — время практически невозможно. Мы можем вычислить только величину ее изменения при переходе из одного состояния в другое. Это следует из того, что стоимость является функцией состояния. Она достигает только одного значения для каждого состояния независимо от предыдущей истории существования. Отсюда, кстати, видно, что можно продать любой товар. Просто нужно с ним оказаться в правильной точке пространства в нужное время и в нужном месте.

Люди придумали очень много методов расчета стоимости — начиная от самых простых (ликвидационная, восстановительная и балансовая стоимость) до более сложного метода дисконтированных денежных потоков (это так называемый DCF-анализ). Однако ни один ученый или экономист не смог дать реальную и точную оценку стоимости по причинам, о которых мы поговорим ниже. Скорее всего, именно эта невозможность найти точку опоры в познании стоимости и побудила известного американского предпринимателя Харви Маккея сказать: «Дело не в том, СКОЛЬКО это стоит. Дело в том, сколько за это ГОТОВЫ ЗАПЛАТИТЬ».

Впрочем, если человек не умеет покупать дешево и продавать дорого, это еще не означает, что он плохо живет. Например, вы покупаете по справедливым ценам. Не дешево, но адекватно ситуации. В этом случае вы ничего не выигрываете, но и не проигрываете.

Однако подавляющее большинство людей живут, покупая дорого и продавая дешево. Поэтому и бедные. Они дорого покупают вещи и дешево продают свой труд. И даже кровно заработанные сбережения часто обменивают на не стоящие даже мимолетного внимания безделушки. Реклама, телевидение и другие средства массовой информации (а в последнее время скорее даже дезинформации) всячески уговаривают нас поступать именно так.

Кстати, откуда берет деньги бедный человек на такую неэффективную «инвестиционную деятельность», приносящую стабильные пожизненные убытки? Конечно же, продавая свой труд, пытаясь выиграть в лотерею или прося милостыню. И так как он это делает вынужденно, по принуждению, в стремлении элементарно выжить, то такая продажа труда происходит по заниженной цене. Но не по злому умыслу капиталистов, а по экономическому закону — мы все стремимся покупать товары дешевле и продавать дороже. Только одни располагают временем (чтобы ждать лучшей цены) и умением, а другие нет.

Например, на греческий остров Санторини ежедневно приезжают тысячи туристов со всего света. Большинство из них прибывают всего лишь на один день — на круизных лайнерах и на паромах из Афин или с острова Крит. Торговцы ювелирными изделиями и сувенирами прекрасно знают, что время нахождения на Санторини таких туристов ограничено, и выставляют завышенные цены, а если и сбавляют их, то совсем чуть-чуть. Перед этим они, конечно же, пытаются выяснить, откуда и на чем прибыл турист. Ведь если он отдыхает на острове несколько дней, то ему стоит сразу сделать более выгодное предложение, чтобы в дальнейшем не потерять покупателя. Да и в процессе торговли продавец будет более сговорчивым. Иначе говоря, цены для однодневных туристов и «старожилов» заметно разнятся при одной и той же стоимости одинаковых товаров.

Так что базировать ценообразование на этом понятии в большинстве случаев бесполезно, а то и вредно. Хотя в долгосрочном плане стоимость, конечно же, оказывает важное воздействие на цены.

Стоит привести важное высказывание еще более известного в финансовом мире человека — Уоррена Баффетта. В 2009 г. в своем ежегодном послании акционерам он написал с позиций покупателя-инвестора: «Бен Грэхем учил меня: “Цена — это то, что ты платишь; стоимость — это то, что ты получишь”. Когда инвестируешь, пессимизм является твоим другом, а эйфория — врагом».

Это подход инвестора: найти выгодную сделку с хорошей ценой обмена стоимости денег на стоимость товара. Кстати, не будем забывать, что деньги обладают своей собственной стоимостью. И не зря в периоды высокой инфляции держатели денег стремятся обменять их на товары, обладающие более высокой стоимостью.

Только разные взгляды покупателя и продавца на будущее одного товара позволяют совершить сделку. Прямо как в магните, где только плюс и минус притягиваются друг к другу. Товар словно подталкивается двумя магнитными силами: одной — сверху и другой — снизу, что ограничивает масштабы колебаний рыночных цен. А когда возникает краткий миг столкновения, бум! — и заключается сделка! Сила притяжения обеспечивается взаимной заинтересованностью покупателя и продавца в производстве, продаже и потреблении товара. Сила отталкивания объясняется диаметральной разницей интересов покупателя и продавца. Первого интересует как можно более низкая цена, а второго, напротив, волнуют ее более высокие значения.

«Магнитную» аналогию можно распространить и на следующее правило: маленький «магнит» предпочтет притягиваться к большому, т. е. сотрудничать с ним или работать на него. А два больших «магнита», как правило, отталкиваются и конкурируют между собой. Особенно ярко это правило притяжения и отталкивания проявляется в рабочих и бизнес-отношениях между людьми. Поскольку в экономике различных сил притяжения и отталкивания превеликое множество, то регулярно возникают информационные возмущения, когда движения рыночных котировок иногда искажаются под влиянием внешних «магнитов».


хинкали в Краснодаре

Хинкали в Краснодаре: где заказать блюда грузинской кухни

Вы любите вашу национальную кухню? Наверное, каждый ответит «Да»! Но иногда хочется попробовать чего-то новенького, чтобы разнообразить свои будни. Вкусные национальные блюда есть в каждой стране. Вы хотите попробовать деликатесы из грузинской кухни в Краснодаре?

свадебное торжество

Свадебное торжество: на чем нельзя экономить

Есть такая хорошая примета — жениться. Говорят, в дождь заключают браки самые крепкие и любящие пары, хорошее настроение которых не смоет плаксивое небо. Но для того, чтобы свадебное торжество было незабываемым необходимы качественная предварительная подготовка и обеспечение основных четырех базовых расходов в ее организации.

рестораны Геленджика

Кафе и рестораны Геленджика: как выбрать заведение?

Геленджик — приветливый город, который понравится тем, кто хочет спокойно и с комфортом отдохнуть на Чёрном море. Двумя похожими мысами очерчиваются дальние границы овальной бухты городских окраин. Эта природная симметричность восхищает не только опытных путешественников, но и местных жителей.