Организация баров: история советских заведений
С конца 1960-х годов в городах в СССР стали появляться бары. Пик популярности баров разных типов пришелся на конец 1970 — начало 1980-х годов. Уже тогда в журналистике отмечалось, что они растут как грибы после дождя. Только за 1979—1980 годы их количество в столице возросло вдвое.
К началу 1980-х по самым скромным подсчетам действовало около 50 баров. Взрыв моды на эти заведения обусловливался встречными устремлениями потребителей и организаторов общепита. С одной стороны, организация бара требовала минимальных капиталовложений, но прибыльности раскрученный бар оставлял далеко позади себя даже фешенебельный ресторан. А для потребителей ассоциировавшийся с западным шиком и лоском, притом недорогое и демократичное заведение, бар быстро стал любимейшим местом дружеских встреч, знакомств и приятного времяпрепровождения.
Бары Москвы
Если в 1960-е годы в Советском Союзе создавались пивные бары, которые в общем-то ничего кроме пенистого хмельного напитка не предлагали, то теперь возникали коктейль-бары в Москве, которые поражали неискушенных клиентов набором изысканных напитков и закусок. Кстати, под влиянием моды многие из прежних пивных баров быстро меняли профиль. Например, в Тушинском районе Москвы при кафе «Пилот» существовал ничем не примечательный пивной бар. В зале нового заведения появился камин, окна украсились цветными витражами, стены были отделаны каменной кладкой, потолок был оформлен цветными декоративными панелями, расположенными на разных уровнях по системе «ритм». Центром торгового зала стала барная стойка, окруженная композицией из гипсовых раскрашенных масок и подносов. Словом, декорация сменилась полностью. Вместо звона кружек и пьяного гомона атмосферу задавала негромкая и ненавязчивая музыка в современных ритмах, записанная в студии звукозаписи. А про напитки и говорить нечего — от красочных названий в винной карте порой просто перехватывало дыхание.
Республиканские заведения
Вслед за столицей в движение по переделке отсталых и убыточных точек питания включались и национальные республики. Даже такие, в которых подобная инициатива в силу исторических традиций и менталитета коренного населения должна была бы встретить настороженное отношение. Например, в 1979 году в центре Душанбе на месте заведения общепита — невзрачного кафе был открыт первый великолепный бар «Сиявуш». Оказалось, что новомодное заведение западного образца вполне может обрести национальный колорит. Название бара подсказала поэма гениального персидско-таджикского поэта Фирдоуси. Стены заведения были расписаны иллюстрациями к литературному произведению. Портрет самого поэта был размещен в обрамлении бейты (двустишия поэмы). Стойку бара украшали резные деревянные колонны и старинные кувшины, воссоздававшие образ старины. Другая убыточная забегаловка была превращена в бар «Восточный». Ее стены были выложены камнем, украшены национальной чеканкой и таджикскими ковриками сузани. Для посетителей, желающих отдохнуть в приватной обстановке, в зале были устроены кабины, отделенные от зала ажурными металлическими решетками. При этом обивка диванов в каждой кабине была разной, занавеси на окнах выполнены из тканей традиционных для Средней Азии расцветок.
Нечего и говорить о том, что бар «Восточный» мгновенно завоевал признание душанбинской молодежи. Здесь можно было и попробовать изысканных напитков, и вкусно закусить, и потанцевать. В стоимость входного билета (три рубля) входил коктейль, фирменное мороженое и кофе по-восточному. При желании можно было заказать ассорти из овощей, мяса, рыбы и птицы, горячие блюда национальной кухни, восточные сладости. Обстановкой и организацией обслуживания в баре «Восточный» был приятно удивлен министр торговли Эстонии, заглянувший сюда во время служебной командировки в Душанбе.
Интенсивное развитие коктейль-баров по всей стране требовало регламентации их работы, составления и издания общесоюзного сборника рецептур коктейлей и смешанных напитков, определения единого порядка их реализации. «Симфония» вкусов, образующих коктейль, — тонкое дело. Слабая информированность по этой части порождала «самодеятельность», порой небезопасную для здоровья потребителей. Истинный плюрализм подходов царил в технологии приготовления даже одинаковых по названию напитков.