Фуд-корты: развитие в начале двухтысячных годов
В начале 2000-х годов в Москве набирающим обороты направлением развития фаст-фуда связано с торговыми центрами. В заведениях быстрого питания прибыль растет пропорционально количеству посетителей. Предприятие фаст-фуда не может быть успешным, если оно находится в месте, где пассажиропотоки не превышают хотя бы 700 человек в час. Именно поэтому предприятия открывают на проходных местах: у метро, на автомагистралях (обычно на АЗС), в торговых центрах и других проходных местах. Самое выгодное размещение — в крупном торговом центре, ибо здесь колоссальная проходимость.
Размещение точек фаст-фуда
Совокупность точек питания, располагающихся в торговом центре, называется фуд-кортом. Фуд-корт — это понятие сегодня почти философское. Ходить по магазинам и бутикам — занятие хлопотное и трудоемкое. Непременно захочется отдохнуть и перекусить. Так что фуд-корты никогда не пустуют. И простор для творчества, поскольку никаких ограничений для устроителей фаст-фуда, кроме общих санитарных норм, практически не существует. Вопрос только в одном — где выгоднее встать. «Необходимо найти «вкусных» и хороших арендаторов, — рассказывает, управляющий компании комплекса «Атриум». — Еще совсем недавно рынок фуд-кортов был в зачаточном состоянии, сегодня многие компании активно развивают это направление. Сейчас у нас на фуд-корте 4 арендатора. Среди именитых сетей — «Сбарро» и «Пицца Соле Мио». При наполнении фуд-корта нам хотелось, чтобы посетители могли попробовать ашерин — холодный десерт, сделанный из меренговых коржей и миндального крема, с начинкой из мороженого или взбитых сливок, или того и другого. Вашерин называется так, поскольку цветом и формой напоминает одноименный сыр. Вашерин иногда обозначает простые меренговые коржи, чередующиеся слоями крема или мороженого, что-то новое». Так, здесь впервые в Москве представлен настоящий тайский фаст-фуд «Тук-Тук», а также тоже настоящий, мексиканский «Эль Тако» — аналогичный по концепции мировой сети «Тако Белл». В «Атриуме» также расположились мини-ресторанчики, их ассортимент — попкорн, салаты и «быстрые» блюда.
«Наполнение торговых комплексов пунктами питания зависит от очень многих факторов — от места расположения, от общего количества посетителей в день, от концепции комплекса в целом, — писали «Ведомости». — Так, при ориентировании торговли в основном на известные дорогие марки одежды, обуви, парфюмерии и косметики, как правило, и предприятия питания должны соответствовать этому уровню. Вряд ли владельцы такого комплекса ограничатся созданием только «ресторанного дворика» — фуд-корта, составляющего из разных ресторанчиков и кафе быстрого питания единую линию с общим залом. При доминирующем в комплексе недорогом супермаркете — наоборот».
Характерный пример работы торгового комплекса сегодня, пожалуй, представляют такие популярные компании, как «Рамэнка» (сеть «Рамстор») и «Манежная площадь» (ТЦ «Охотный ряд»). Во всех «Рамсторах» представлены разные точки питания. Однако для них наличие в первую очередь фаст-фудов, образующих фуд-корт, обязательно.
Фуд-корт в «Охотном Ряду» находится на самом нижнем уровне. Здесь выстроились в ряд 11 компаний, включая различные пиццерии, «Ростикс», «Русское бистро» и т.д. В Смоленском пассаже, Петровском пассаже, ГУМе — другой отличительный набор кафе и ресторанов. Например, 1-ю линию первого этажа ГУМа частично формируют бутики от «Боско ди Чильеджи», эта же компания представляет здесь и кафе — «Боско». В одном из самых модных мест Москвы — Смоленском пассаже — работают три необычных ресторана, — ресторан «Шампур» (индийская кухня) и «Дим-Сам» (китайская кухня), ресторан «Шенген» (представляет кулинарный союз европейских стран).
Многие фаст-фуды для приготовления блюд использовали продукты местных производителей Подмосковья, которые приобретали для сельхозтехники запчасти Подольск, а также других крупных поставщиков оборудования.