Статьи


Музыкальное сопровождение в ресторанах

В 1993 году в Центре международной торговли открылся первый в России ресторан выездного обслуживания — французский «Потель Шабо» (Potel & Cabot) — престижное предприятие, испокон веков устраивающее приемы, завтраки и фуршеты для королевской фамилии. Так началось победоносное шествие кейтеринга по российской земле в конце прошлого века. Однако первоначально у нас не сразу поняли, что ресторан выездной и предоставили французским коллегам большое стационарное помещение, которое им было совсем не нужно. Ему были нужны помещения под склад, и практически на этом потребности «Потель Шабо» были исчерпаны. Шеф-поваром там был некий Патрик, который очень долгое время занимался, помимо прямого обслуживания, тем, что запирал от наших поваров, кондитеров и официантов продукты, напитки, приборы, кухонную утварь, поскольку наш брат нередко занимался самым натуральным воровством. Тем более что и продукты, и напитки, равно как и все остальное, выглядели уж очень заманчиво, и застарелые привычки времен тотального дефицита постоянно брали верх над стремлениями работать честно и добросовестно. Кроме того, для продвижения на российском рынке требовался особый, напористый пиар, который сродни действиям захватчика на чужой, неосвоенной территории. Иностранцы не были готовы к агрессивной рекламе. Поэтому многие сдавались и уходили с рынка. Сегодня подобные заведения пользуются большим спросом и банки, как правило без проблем выдают предпринимателям денежный кредит на развитие этого бизнеса, причем по нормальной кредитной ставке

В результате проигрывали все — и иностранные предприниматели, и российские потребители. Приведем один пример.

В 1995 году с официальным визитом в Москву прибыла английская королева Елизавета II. К этому событию были приурочены и гастроли английского театра «Глобус», который давал представления в помещении Малого театра. После показа коронного шекспировского «Гамлета» в фойе театра был устроен фуршет. Обслуживала какая- то безвестная второсортная американская фирма, нанявшая наших официанток. Когда угловатые девочки разносили на подносиках аперитив, все вроде было хорошо. Но потом они начали разносить канапе, грибы-кокот, тарталетки, десерты, напитки — все подряд и явно не справлялись со своими обязанностями, потому что на очередную выходящую из-за импровизированного занавеса девочку, вернее, на подносе едой, моментально набрасывались оголодавшие гости (в основном русские) и мгновенно все сметали. А потом ждали еще чего-нибудь. Вдобавок выяснилось, что девочки по-английски совсем не понимали. Все их дальнейшие выходы в зал напоминали театр мимики и жеста, а не устроенный по всем правилам фуршет, проведение которого требует большого искусства, такта и, конечно, минимального владения английским языком. Реакцию английской королевы скрыли безукоризненные манеры и непоколебимая монаршая любезность. Однако 451 нашим организаторам было стыдно. Скорее всего, конфуза удалось бы избежать, если бы обслуживание банкета было заказано «Потель Шабо». Но о нем попросту не знали.

К дезориентированности иностранцев в российских реалиях добавлялась и их явная неготовность вести конкурентную борьбу криминальными способами, с наездами рэкетиров и привлечением «крышующих» группировок. Эти традиции раннего российского рынка выбивали из обоймы опытных иностранных предпринимателей.

В «Дели», как и положено в совместном предприятии, было два директора — индийский и русский. Индию представлял господин Сахани, который закончил в Дели колледж гостиничного хозяйства. Нашу сторону представлял господин Медакин, закончивший Московский Институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова и постигавший азы ресторанного дела в Москве. Казалось бы, ресторану обеспечено процветание на долгое время. Но, затратив огромные деньги и запустив технологически сложное производство, индийские бизнесмены вскоре категорически отказались не только от получения прибыли, но даже и от элементарной компенсации вложенных средств. И поспешили убраться подобру-поздорову из Москвы, которая оказалась для них совсем недружественной. Официально причины, конечно, не оглашались, однако было очевидно, что в дилемме «кошелек или жизнь» индусы выбрали последнее.

Быстро свернулся и ресторан «Токио», образовавшийся в июле 1992 года в южном корпусе гостиницы «Россия». Тогдашнее «Токио» «родили» два соучредителя: комбинат питания «Россия» и япопская фирма «Нисо Боэки», что в дословном переводе означает японско-советская торговля. Реконструкцией занималась итальянская фирма, проект японский, воплощали в жизнь все вместе. Продукты тогда доставляли из Страны восходящего солнца. Шефом-менеджером был Кацуи Убуката. В интерьере ресторана не было «чистой Японии» (циновки, еда практически на полу, низенькие столики), а был почти что европеизированный вариант, не считая только «теппана» — особой плиты, на которой жарили мраморное мясо на глазах у посетителей. Теппан тогда был только в этом ресторане. За день в «Токио» проходило от 30 до 50 человек, не более. Обед стоил от 18 до 50 долларов, что по тем временам довольно дорого. Тем не менее и такой дорогой деловой ресторан мог бы еще долго успешно функционировать, если бы не пресловутая борьба за квадратные метры в гостинице «Россия», которая всегда влекла к себе фирмы и компании. Вот в войне арендаторов «за квадраты» «Токио» проиграл и закрылся.

Но не только криминал и нахрапистый конкурент вытеснял иностранных инвесторов и учредителей. Бывало и так, что закаленный, можно сказать, одетый в мощную «защитную броню» иностранный предприниматель разорялся из-за ошибочной коммерческой стратегии. Кстати, именно такой случай приключился с одной заграничной дамой с русским именем Наталья Шарымова. Эмигрантка из США приехала в начале 1990-х годов в Москву налаживать русскую кухню. Она категорично и на всех уровнях заявляла тогда, что русской кухни в Москве нет, и что русская кулинария вообще как бы выродилась. В текстах Натальи, прошедшей огонь и воду в США, сквозило жуткое неприятие всего русского, национального, небрежение к нам, бедным россиянам, потерявшим свое лицо, в том числе и кухню. При зверской конкуренции ей удалось «раскрутить» целый комплекс ресторанов. В том числе ресторан «ПИР-Р-Р» в Доме медика, совсем рядом с консерваторией. На открытии «ПИР-Р-Ра» был большой наплыв московской богемы. Шарымова устроила некий антикризисный грезофарс. Официанты стояли навытяжку, стены, чем-то отдаленно напоминающие полуразрушенный греческий храм, излучали холод и некую витающую в воздухе причастность к древней истории. Между тем, холодные стены весьма способствовали аппетиту. Шеф-повар «ПИР-Р-Ра» когда-то работал на кухне администрации российского президента. Его фирменные блюда «Катюшина рыбка» (любимое блюдо Екатерины Великой), салат «Черноморская роза», популярный в Византии, а также старинные русские напитки «Клюковка» и «Хреновуха» создали «ПИР-Р-Р» славу в среде московского бомонда.

Широта мышления, смелость, связи с общественностью на первых порах принесли предпринимательнице успех. Но ненадолго. Нет теперь и в помине детища Шарымовой. Она ворвалась на рынок стремительно, но не учла нарастающей день ото дня конкуренции со стороны серых и убогих, как ей казалось, «аборигенов», которые на самом деле быстро учились себя «пиарить», да и вообще держать руку на пульсе общественного спроса.

Шарымова сошла с дистанции именно потому, что не была настроена на систематическую работу каждый день, каждый час. Без всяких грезофарсов. Появились рестораны, далеко превосходящие ее «ПИР-Р-Р». Как раз в то время началось победоносное (и тут по- другому не скажешь) нашествие японской кухни, которая стремительно наращивала темпы и в какой-то момент даже перещеголяла по популярности кухню итальянскую, русскую, французскую, фыожн и т.д. И потом: у нас не любят этаких непререкаемых авторитетов от кухни. Ресторанное дело требует уважения к другим. Рынок маленький, все друг друга знают, знают, что происходит, и столь резкое неприятие той среды, в которой крутишься и делаешь бизнес, — это неприятие в конце концов все равно губит и приводит к краху.

На ресторанном рынке России в 1990-е происходили резкие взлеты и столь же резкие падения. Для иностранцев это было порой непостижимо. Всем, кто присутствовал на открытии пафосного ресторана «Планета Голливуд» в сентябре 1996-го, казалось, что на него должен безотказно работать «бренд». Пять лет одних только переговоров. 2000 квадратных метров. 526 мест. На открытие в Москву приехали Арнольд Шварценеггер, Жерар Депардье, Люк Перси. В сентябрьский вечер открытия ресторан буквально брали штурмом. Но Москве хотелось чего-то другого и ресторан «Планета Голливуд»закрылся.

На ресторанном рынке и тогда, и сейчас происходили резкие взлеты и столь же резкие падения. Для иностранцев это было порой непостижимо. Всем, кто присутствовал на открытии пафосного ресторана «Планета Голливуд» в сентябре 1996-го, казалось, что на него должен безотказно работать «бренд». Пять лет одних только переговоров. 2000 квадратных метров, 526 мест. Москва стала в то время 37-м по счету городом, в котором обосновался сетевой американский ресторан. Бизнесу предсказывали удачу. Звездная россыпь, которая с 1991 года пошла в Европе, Азии, Лондоне, Чикаго, Париже, Гонконге и т.д., убеждала в том же. В Москву приехали Арнольд Шварценеггер, Жерар Депардье, Люк Перси. Это было событие «планетарного» масштаба. В сентябрьский вечер открытия ресторан буквально брали штурмом. Московская молодежь, простоявшая в ожидании четыре часа, с обожанием скандировала: «Арнольд! Арнольд!». Но увидела лишь точечку в желто-фиолетовой куртке.


хинкали в Краснодаре

Хинкали в Краснодаре: где заказать блюда грузинской кухни

Вы любите вашу национальную кухню? Наверное, каждый ответит «Да»! Но иногда хочется попробовать чего-то новенького, чтобы разнообразить свои будни. Вкусные национальные блюда есть в каждой стране. Вы хотите попробовать деликатесы из грузинской кухни в Краснодаре?

свадебное торжество

Свадебное торжество: на чем нельзя экономить

Есть такая хорошая примета — жениться. Говорят, в дождь заключают браки самые крепкие и любящие пары, хорошее настроение которых не смоет плаксивое небо. Но для того, чтобы свадебное торжество было незабываемым необходимы качественная предварительная подготовка и обеспечение основных четырех базовых расходов в ее организации.

рестораны Геленджика

Кафе и рестораны Геленджика: как выбрать заведение?

Геленджик — приветливый город, который понравится тем, кто хочет спокойно и с комфортом отдохнуть на Чёрном море. Двумя похожими мысами очерчиваются дальние границы овальной бухты городских окраин. Эта природная симметричность восхищает не только опытных путешественников, но и местных жителей.